Балтийская нефтегазовая конференция 2012 доклад

Перспективы углубления российской нефтепереработки

 

Россия, располагающая крупнейшими в мире (после США, Японии и Китая) масштабами нефтепереработки, имеет низкую глубину переработки нефти – 71%, тогда как в развитых странах она составляет 85–95%.

Причин низкой глубины переработки нефти на российских НПЗ много.

- несбалансированная структура нефтепереработки;

- отсутствие достаточной мотивации для нефтяных компаний;

- высокие инвестиционные затраты;

- ограниченность в финансовых  ресурсах;

- налоговая политика;

- перекос в ценообразовании и т.д.

Анализ развития отрасли свидетельствует, что нет главного — четкого государственного механизма, стимулирующего глубокую переработку нефти. Во-первых, нефтяные компании должны быть экономически в этом заинтересованы. Во-вторых, государство должно создать благоприятные условия для реализации таких проектов в виде инвестиционных льгот и доступных кредитов.

 Попробуем оценить, какая нефтепереработка необходима современной России, а также уровень затрат при различных подходах к модернизации этой отрасли.

На Слайде 3 представлена динамика основных показателей отрасли в период с 2006 по 2011 года. Добыча нефти за этот период увеличилась на 6%. Экспорт её несколько снизился. Переработка нефти за этот период увеличилась на 18%.

            При этом увеличилась в основном первичная переработка нефти. Выход автобензинов на перерабатываемую нефть снизился на 1,5%,   дизельного топлива — на 2%, зато выход прямогонного бензина и мазута увеличился соответственно на 1 и 1,5%. Слайд 4.

            При снижении доли экспорта сырой нефти доля экспорта нефтепродуктов увеличилась. Однако  в структуре поставок нефтепродуктов на мировой рынок преобладает мазут. Объем его экспорта увеличился почти в два раза. Слайд 5.

Слайд 6. Поставки автобензина на внутренний рынок увеличились на 14%, дизельного топлива — на 11%. Внутренняя потребность в мазуте за этот период сократилась на 30%. Поставки мазута на внутренний рынок продолжат сокращаться до определенного уровня. Ограничивающим фактором в этом случае является невозможность газификации труднодоступных регионов России.

В целом в 2011 году на внутренний рынок было поставлено 98% произведенных автомобильных бензинов, 51% дизельного топлива и 34% мазута. Слайд 7

Для снижения привлекательности мазута в качестве экспортного продукта с 1 октября прошлого года была введена система 60-66, направленная на стимулирование добычи нефти и увеличение глубины ее переработки. Ставки пошлин на светлые и темные нефтепродукты при этом унифицированы на уровне 66% от пошлины на нефть, а с 2015 года ставки экспортных пошлин на темные виды топлива планируют повысить до уровня пошлины на нефть. Безусловно, такое решение повысит мотивацию к строительству вторичных процессов. Однако нельзя рассчитывать на быстрый результат из-за длительных сроков строительства комплексов по глубокой переработке нефти. Кроме того углубление переработки нефти потребует значительных финансовых ресурсов, которых у большинства нефтяных компаний в достаточной мере нет. Условия кредитования в России известны, для долговременного строительства они неприемлемы.

В настоящее время в арсенале нефтепереработки имеется широкий набор технологий по переработке мазута (Слайд 8):

- каталитический крекинг и гидрокрекинг вакуумного газойля;

- каталитический крекинг мазута;

- гидрокрекинг нефтяных остатков — гудрона (технология H-Oil и  LC-Fining UOP);

-  гидрообессеривание мазута (технология RCD-Unionfining UOP);

- замедленное коксование нефтяных остатков;

- деасфальтизация нефтяных остатков;

- производство битумов и др.

Выбор оптимальной технологии переработки мазута обусловлен конкретными условиями предприятия, его мощностью, качеством перерабатываемой нефти, соотношением регионального потребления нефтепродуктов и ценами на них. Слайд 9.

Например, применение каталитического крекинга целесообразно в регионах с повышенным спросом на автобензины. Гидрокрекинг позволяет увеличить выработку из нефти высококачественного дизельного топлива. Для крупных предприятий возможно комбинирование этих процессов. Наибольшие трудности возникают при переработке гудрона с целью увеличения выхода светлых нефтепродуктов.

Слайд 10. В настоящей работе рассматривается эффективность одной из возможных технологических схем переработки мазута. Схема включает следующие процессы: вакуумный блок, гидрокрекинг вакуумного газойля, гидрокрекинг гудрона H-Oil, производство водорода,  производство серы.

Процесс Hil, комбинированный с установкой гидрокрекинга вакуумного газойля, позволяет получать из гудрона высококачественные светлые нефтепродукты. Лицензиаром процесса H-Oil является фирма Axens (Франция).

Глубина переработки нефти при реализации Схемы составит 87%, что значительно превышает среднее значение этого показателя для России в настоящее время (71%).

Основываясь на показателях, достигнутых российским нефтяным комплексом в 2011 году, интересно рассмотреть две альтернативные стратегии развития отрасли при условии сохранения добычи нефти на уровне 2011 года Слайд 11.

1-я Стратегия. Весь избыточный мазут, поставляемый в 2011 году на экспорт (55,6 млнонн), перерабатывается на вновь построенных вторичных комплексах. При этом вырабатываемые из мазута светлые нефтепродукты экспортируются, так как предполагается, что внутренний рынок обеспечен топливом в полном объеме.

Таким образом, экспорт мазута заменяется экспортом светлых нефтепродуктов с более высокой добавленной стоимостью.

2- Стратегия. Предусматривает снижение объема и повышение глубины переработки нефти. Задача формулируется следующим образом: на сколько можно сократить объем перерабатываемой нефти на российских заводах, если избыточный мазут (сверх внутреннего потребления) направлять на вторичные комплексы. При этом выработка светлых моторных топлив должна соответствовать  уровню внутреннего потребления 2011 года. В этом случае снижение объема переработки при увеличении её глубины на российских НПЗ позволит увеличить объем экспорта нефти.

Практика показывает, что по соображениям логистики российская сырая нефть на мировом рынке востребована в большей степени, чем российские нефтепродукты. Поэтому такой вариант вполне реалистичен и заслуживает рассмотрения.

Сравнительная эффективность представленных стратегий для российской экономики обусловлена следующими факторами:

- соотношение внутренних и мировых цен на нефть и нефтепродукты;

- абсолютное значение экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты;

- величина акцизов на нефтепродукты;

- объем, структура и прогноз  потребления нефтепродуктов;

- курсовая стоимость рубля по отношению к доллару США.

 - стоимость транспортировки нефти и нефтепродуктов.

Практически все из перечисленных показателей являются переменными по времени величинами. Поэтому рассматривать эффективность того или иного варианта развития нефтепереработки можно только в конкретных экономических условиях. В настоящей работе расчеты выполнены в экономических условиях, сложившихся на январь 2012 года. Курс доллара принят на уровне 15.01.2012 года — 31,58 руб.

На Слайде 12 представлено сравнение средних экспортных и оптовых внутренних цен на нефть и нефтепродукты по данным на январь 2012 года.

Наибольшее превышение экспортных цен над внутренними отмечается для нефти и мазута. Оптовые внутренние цены на светлые нефтепродукты формируются на базе мировых цен по принципу  Net Back, то есть принципу равнодоходности поставок на внутренний и внешний рынки. Поэтому, по сути, разница этих цен обусловлена величиной транспортных затрат и налогами. Такой принцип формирования внутренних цен на нефтепродукты  в зависимости от мировых цен является одним из источников инфляции в стране. Интересно отметить, что экспортные цены в странах Западной Европы на светлые нефтепродукты превышают стоимость нефти на 20%. Для внутренних цен России этот показатель составляет 2,4 — 2,5 раза. Это обусловлено высокой долей налогов в цене российских нефтепродуктов.

Задача государства, как регулятора производства в нефтяном секторе, заключается в разработке такой налоговой политики, которая обеспечивала бы в полной мере внутреннюю потребность в нефтепродуктах и максимальные бюджетные поступления в виде налогов.

Основной задачей нефтяных компаний, как и любой коммерческой структуры, является получение максимальной прибыли на вложенный капитал.

Повышая экспортные пошлины на мазут, государство увеличивает доходы бюджета за счет снижения доходов нефтяных компаний, таким образом стимулируя его переработку в светлые нефтепродукты. На Слайде 12 представлены таможенные пошлины на нефть и нефтепродукты на январь 2012 года.

По данным за 2011 год доля таможенных пошлин в консолидированном бюджете страны составила 18%.

Добыча, переработка и реализация нефти и нефтепродуктов на внутренний и мировой рынки для рассматриваемых стратегий представлены на Слайде 13.

Применение процесса  H-Oil (объем переработки мазута 55,6 млнонн) при сохранении объема переработки на уровне 2011 года позволяет увеличить экспорт прямогонного бензина на 14,58 млн. тонн и дизельного топлива на 23,89 млн. тонн. В процессе H-Oil образуется малосернистый остаток — компонент котельного топлива — в количестве 13,65 млн. тонн. Реализация 2-й Стратегии с использованием процесса H-Oil позволяет сократить объем переработки нефти до 192 млн. тонн и увеличить экспорт нефти на 65,5 млн. тонн. Поставка светлых нефтепродуктов на внутренний рынок сохранится на уровне 2011 года.

На Слайде 14 представлены основные технико-экономические показатели для рассматриваемой Схемы углубления переработки нефти.

            Реализация 1-ой Стратегии с применением технологии H-Oil потребует 2,2 трлн. руб. (68,4 млрд. долл.), при этом доход нефтяных компаний составит 170,3 млрдуб. Рентабельность капиталовложений — 8%. Доход государства увеличится на 14,8 млрд. руб. Суммарный доход нефтяных компаний и государства составит 185 млрд.руб. (5,9 млрд.долл.).

             Реализация 2-й Стратегии с применением технологии H-Oil позволит увеличить доход нефтяных компаний на 139 млрд. руб., а доход государства на 409,3 млрд. руб., при этом дополнительные капиталовложения составят  1,44 трлн. руб. (45,6 млрд. долл.). Рентабельность капиталовложений увеличится до 10%. Увеличение экспорта сырой нефти в большей степени увеличивает доход государства из-за высоких таможенных пошлин. Суммарный доход нефтяных компаний и государства составит 549,1 млрдуб. (17,4  млрд.долл.).

            Представленный расчет носит условный характер и выполнен для конкретного периода — 2011 год. В перспективе сокращать объем переработки нефти на российских НПЗ было бы неправильно. Потребление нефтепродуктов на душу населения в России в несколько раз ниже, чем в большинстве промышленно развитых странах. Слайд 16. На основе представленных данных можно сделать вывод о наличии зависимости между среднедушевым объемом потребления нефти и размером ВВП  на душу населения: чем выше потребление нефти в стране, тем выше размер ВВП. Необходимо, по мере повышения глубины переработки нефти, активно развивать внутренний нефтерынок, без чего невозможно развитие российской экономики.

            Эффект от увеличения потребления нефти внутри страны значительно больше, чем выручка от её экспорта. Толчком для развития российской нефтепереработки может стать снижение доли налогов в цене на нефтепродукты. Причем снижение стоимости нефтепродуктов должно дойти до конечного потребителя. В этом случае можно рассчитывать на обуздание инфляции, создание новых рабочих мест и подъем смежных отраслей: транспорта, машиностроения, сельского хозяйства и экономики страны в целом. Увеличение налоговой базы в этих отраслях постепенно компенсирует потери бюджета от снижения налогов в нефтяной отрасли.

Примером строительства НПЗ с глубокой переработкой нефти в рамках Северо-Западного ФО может быть проект нового НПЗ рядом с нефтепродуктовым перевалочным комплексом в поселке Усть-Луга Ленинградской области.

Слайд 18. Северо-Западный Федеральный округ является крупным потребителем товарных нефтепродуктов. Ниже представлена структура потребления бензина, дизельного топлива и мазута в регионе.

По потреблению автобензина и дизельного топлива Северо-Западный Федеральный округ находится на четвертом месте. По потреблению мазута, являющегося основой бункеровочного топлива, регион является лидером в России. На территории Северо-Западного Федерального округа располагается два НПЗ: ОАО «Лукойл-Ухтанефтепереработка» мощность переработки нефти за 2010 г. составляет 4,5 млн. тонн., ООО «ПО «Киришинефтеоргсинтез»ощность которого составляет 21,1 млн. тонн. Ниже приведен баланс производства и потребления нефтепродуктов в Северо-Западном Федеральном округе.

            Согласно данным Слайда 18  в регионе наблюдается недостаток товарных бензинов. Выпуск дизельного топлива и мазута покрывают потребности региона. Однако следует учитывать, что часть производимого дизельного топлива и мазута направляются производителями на экспорт.

            Нефтяной терминал в Усть-Луге является конечной точкой Балтийской трубопроводной системы-II (БТС-2) — системы магистральных нефтепроводов, которая позволит связать нефтяные месторождения с российскими морскими портами на Балтийском море.

Идея строительства комплекса по перевалке нефтепродуктов в Усть-Луге возникла в 2007 году. Через нефтепродуктовый терминал планируется переваливать мазут, бензины, дизельное топливо и газовый конденсат.

Целесообразность строительства НПЗ в комплексе с терминалом по перевалке нефти и нефтепродуктов обусловлена созданием эффективной схемы экспорта нефтепродуктов по сравнению с экспортом сырой нефти.

Ниже рассмотрена эффективность строительства нового НПЗ в Ленинградской области, в п. Усть-Луга мощностью 8,5 млн. тонн нефти в год. Оценка эффективности строительства НПЗ выполнена для нефти Усинского месторождения с содержанием серы 0,5 % масс.

Слайд 20 В состав завода входят установки первичной (установка ЭЛОУ-АТ 8,5) и вторичной перегонки нефти (установки гидрокрекинга вакуумного газойля, гидрокрекинга тяжелых остатков, каталитического риформинга, гидроочистки дизельной фракции, замедленного коксования).

Слайд 21 Строительство НПЗ осуществляется тремя пусковыми комплексами с целью оптимизации капиталовложений.

На первом этапе строится установка первичной переработки нефти ЭЛОУ-АТ, позволяющая вырабатывать в качестве товарных нефтепродуктов прямогонный бензин, прямогонную дизельную фракцию и мазут. Прямогонный бензин применяется в качестве нефтехимического сырья. Прямогонная дизельная фракция и мазут реализуется соответственно в качестве печного и котельного топлива.

На втором этапе строится комплекс глубокой переработки мазута, включающий установки гидрокрекинга вакуумного газойля, замедленного коксования и гидроочистки дизельной фракции с блоком деароматизации. Глубина переработки нефти после реализации второго этапа увеличивается до 96-97 %.

Реализация третьего этапа направлена на получение высококачественных автобензинов, соответствующих требованиям Евро-5. На данном этапе строятся установки каталитического риформинга, изомеризации бензиновых фракций и гидроконверсии бензиновой фракции.

На слайде 22 представлен товарный баланс завода. Реализация продукции НПЗ рассчитана в соответствии с экспортными ценами на нефтепродукты на мировом рынке по состоянию на март 2012 года. Весь ассортимент нефтепродуктов реализуется в соответствии с действующими экспортными пошлинами и стоимостью фрахта (30$/тонну).

На Слайде 23 приведены сравнительные годовые технико-экономические показатели НПЗ при реализации продукции на экспорт. Представленные расчеты свидетельствуют, что строительство нового НПЗ в Усть-Луге рентабельно и целесообразно. Капиталовложения составили 156,6 млрд. руб. Простой срок окупаемости после пуска НПЗ на полное развитие 2,5 года.

Слайд 24 Эффективность строительства НПЗ обусловлена следующими  экономическими показателями, такими как, чистый дисконтированный доход, равный 137,4 млрд. руб. Высокой нормой доходности — 31,4%. Дисконтированный срок окупаемости для данного проекта составил 4,7 года без учета срока строительства. 

Слайд 25 В качестве альтернативы проекту строительства нового НПЗ в Усть-Луге был произведен расчет эффективности экспорта сырой нефти через Усть-Лужский нефтеперевалочный комплекс в количестве, равном мощности НПЗ – 8,5 млн. тонн в год. 

При экспорте сырой нефти по цене 746 долл/тонну доход нефтяной компании за вычетом таможенной пошлины на нефть (411,2 долл/тонну)  составит 334,8 долл/тонну. Напомним, что цена нефти на внутреннем рынке составляет 407,6 долл/тонну. Таким образом, реализация нефти на внутреннем рынке предпочтительнее. Строительство завода позволяет заменить экспорт сырой нефти экспортом высококачественных нефтепродуктов. При этом доход нефтяной компании увеличивается по сравнению с экспортом сырой нефти с 2,8 до 5,2 млрд. долл. Это обусловлено более высокими ценами на товарные нефтепродукты. Кроме того, экспортные пошлины на нефтепродукты ниже, чем на нефть. Напротив, доход государства при экспорте сырой нефти выше, чем при строительстве НПЗ и составляет соответственно 3,49 и 2,51 млрд. долл.