Мазут – в моторное топливо

Написано Экономика нефтепереработки . Опубликовано в Публикации

Журнал «Нефтегазовая вертикаль» № 9-10, 2006г.

Яковлев А.А. ООО «Экономика переработки нефти»

Топочный мазут относится к наиболее крупнотоннажным нефтепродуктам российской нефтепереработки. В 2005 году при переработке нефти на российских НПЗ в объеме 207,43 млн.т. выработка мазута составила 56,73 млн.т. Из них поставки на внутренний рынок составили 21,6 млн.т., поставки на экспорт 29,88 млн.т.

На внутреннем рынке стоимость мазута определяется сезонными факторами. В зимний период увеличивается спрос на мазут и его доля в топливно-энергетическом балансе. Соответственно цены на мазут в зимний период резко повышаются. Ниже представлены среднемесячные данные по стоимости мазута в 2005 году (руб./т)

Рисунок 1

111

Источник: ИнфоТЭК-Консалт №1 2006 год.

В январе 2006 года в России в связи с необычно холодной зимой при остром дефиците мазута его стоимость достигла 6200 руб./т. В этот период котировки нефти на внутреннем рынке составляли 5500-5800 руб./т. Таким образом, в зимний период мазут в России может стоить дороже нефти. В летний период отмечается резкое падение внутреннего спроса на мазут, соответственно цены на него снижаются. В это время российские компании увеличивают экспорт мазута.

На западноевропейском рынке цена на мазут зависит от содержания в нем серы. На высокосернистый мазут (S<=3,5%) цена колеблется в пределах 57-67% от стоимости нефти. На малосернистый мазут (S<1%) цена составляет 67-68% от стоимости нефти.

В качестве энергоносителя мазут значительно уступает природному газу по теплотворной способности, экологическим показателями и транспортным расходам. Стоимость мазута, как на мировом, так и на внутреннем рынке выше, чем природного газа (Табл.1).

Стоимость основных энергоносителей по состоянию на май 2005 года.

Таблица 1

Наименование

Ед.изм

Калорийность

Цена за единицу

Цена за 1т. условного топлива (7000 ккал/кг)

Внутр.цены руб/ед

Зап.Евр. $/ед

руб/ТУТ

$/ТУТ

Природный газ

тыс.нм3

8700

1300

200

1046

160,9

Мазут

т

9500

6608

309

4869,0

229,15

Каменный уголь

т

5450

700

33

899

42,4

Эффективность экспорта мазута из России определяется его стоимостью на внутреннем и мировом рынках, транспортными затратами и размером таможенной пошлиной, а также курсом рубля по отношению к доллару.

Ниже представлен расчет эффективности экспорта мазута по состоянию на май 2005 года.

Оптовая цена на мазут в Западной Европе — 309 долл./т.

Оптовая внутренняя цена на мазут (без НДС) — 5600 руб./т

Тоже в долл. США при курсе 27 руб./долл. — 207,4 долл./т.

Экспортная пошлина — 74 долл./т.

Транспортный тариф — 25 долл./т.

Итого затрат — 306,4 долл./т.

Балансовая прибыль — 2,6 долл./т

Чистая прибыль — 1,97 долл./т.

Рентабельность к затратам — 0,6%

Применение мазута в качестве энергоносителя экономически было оправдано при низких ценах на сырую нефть. Однако с ростом ее стоимости повышается значение мазута как сырья для получения моторных топлив.

Технологии переработки мазута хорошо известны и широко применяются в промышленно развитых странах для повышения глубины переработки нефти. Современные технологии переработки мазута позволяют получать широкий ассортимент нефтепродуктов, имеющих высокую потребительскую стоимость. Это моторные топлива, сырье для нефтехимии, моторные масла, кокс и различные виды битумов. В настоящей работе представлено топливное направление переработки мазута, предусматривающее преимущественную выработку высококачественного дизельного топлива, спрос на которое постоянно растет.


Схема переработки мазута с максимальной выработкой дизельного топлива

Рисунок 2

11112111


Предлагаемый комплекс переработки мазута включает: вакуумную перегонку, гидрокрекинг вакуумного газойля с циркуляцией (процесс MacFining НДС), гидрокрекинг гудрона (процесс H-Oil со взвешенным катализатором) и установки получения водорода и серы.

Расчет эффективности ввода в эксплуатацию комплекса по переработке мазута выполнен при условии размещения в Северо-Западном регионе России. Товарные нефтепродукты предусматривается поставлять на экспорт в страны Западной Европы.

Расчет технико-экономических показателей выполнен при цене на мазут по состоянию на май 2006 года — 5600 руб./т. без НДС. Стоимость товарных нефтепродуктов принято по данным European Marketscan №86, Май 2006г.:

· Бензин-нафта — 570 $/т

· Авиакеросин — 668 $/т

· Дизельное топливо — 636 $/т

· Остаток S<1% — 321 $/т

Мощность комплекса по перерабатываемому мазуту принята 3 млн.т. в год. Ниже представлены технико-экономические показатели, характеризующие эффективность проекта.

Технико-экономические показатели комплекса по переработке мазута

Таблица 2

Наименование

Ед.изм

Значение

1. Объем переработки мазута

тыс.т./год

3000,0

2. Выработка нефтепродуктов

тыс.т./год

2633,97

в т.ч. Атмосферный газойль

тыс.т./год

60,0

Бензин-нафта

тыс.т./год

154,7

Авиакеросин

тыс.т./год

453,95

Дизельное топливо (10 ppm)

тыс.т./год

1502,91

Остаток (S=1%)

тыс.т./год

364,1

Сера

тыс.т./год

98,31

3. Стоимость товарной продукции в ценах Западной Европы

млн. долл

1497,92

4. Себестоимость продукции

млн. долл

778,2

5. Транспортный тариф (25 долл./т)

млн. долл

63,39

6. Таможенная пошлина

млн. долл

289,05

7. Балансовая прибыль

млн. долл

367,28

8. Годовая чистая прибыль

млн. долл

279,13

тоже на 1 т. мазута

долл/т

93,04

9. Капиталовложения на строительство комплекса

млн. долл

1102,3

10. Срок строительства

год.

4

11. Интегральные показатели эффективности проекта (норма дисконта 12%)

  • Дисконтированный срок окупаемости

год

9,4

  • Дисконтированный срок окупаемости без учета срока строительства

год

5,4

  • Интегральный экономический эффект (NPV)

млн.долл

452,8

  • Внутренняя норма рентабельности

%

20,0

Инвестиционные затраты на строительство комплекса составляют 1185,9 млн. долл. Тем не мене, проект характеризуется высокой эффективностью. Чистая прибыль в расчете на 1т. мазута составляет 93,04 долл. Напомним, что чистая прибыль при экспорте мазута в тех же условиях в расчет на 1 т. составляет 1,97 долл. Дисконтированный срок окупаемости проекта без учета срока строительства составляет 5,4 года. Следует отметить, что эффективность проекта характеризуется высокой чувствительности к стоимости сырья. Расчеты показывают, что при повышении цены на мазут до 6356 руб./т. (текущая внутренняя цена на нефть без НДС) дисконтированный срок окупаемости проекта увеличится до 7,1 года, а интегральный экономический эффект снизится почти в два раза до 210,93 млн.долл.

Программы развития большинства российских НПЗ предусматривают строительство комплексов глубокой переработки мазута. Однако до настоящего времени реализация этих программ сдерживается высокой стоимости проектов и ограниченностью инвестиционных ресурсов у российских нефтяных компаний. В перспективе при сохранении существующих объемов переработки нефти на Российских НПЗ ресурсы товарного мазута, используемого в качестве замыкающего топлива будут снижаться, что повлечет увеличение его стоимости. Это негативным образом может отразиться на эффективности повышения глубины переработки нефти на российских НПЗ.

Снижение доли мазута в качестве энергоносителя может быть компенсировано природным газом. Целесообразность замены мазута на природный газ подтверждается тем фактом, что на мировом рынке цена на мазут, в расчете на условное топливо, выше, чем цена на природный газ. Сейчас доля природного газа в топливно-энергетическом балансе страны составляет около 60%. Дальнейшее развитие газофикации в России препятствуют несколько факторов. Во-первых, ограниченность ресурсов природного газа и недостаток инвестиций в развитие этой отрасли. Во-вторых, регулирование внутренних цен на природный газ, установленное правительством. В настоящее время основную прибыль Газпром получает от поставок газа на экспорт. Внутренний рынок природного газа при существующих ценах не достаточно эффективен. В последние годы активными участниками газового рынка становятся нефтяные компании и другие независимые производители газа (Табл.2).

Динамика добычи газа, млрд. м3

Таблица 3

2001г

2002г

2003г

2004г

2005г

ОАО «Газпром»

512,0

521,9

540,2

545,1

547,0

Нефтяные компании

34,3

34,2

40,5

44,9

93,0

Независимые производители газа

35,3

37,4

39,6

44,7

Итого:

581,6

593,5

620,3

634,7

640,0

По данным за 2005 год доля нефтяных компаний и независимых производителей составила 14,5% от общей выработки природного газа. Интерес нефтяников к газовому бизнесу обусловлен, главным образом, экологическими соображениями. Россия ратифицировала Киотский протокол, в соответствии с которым установлены нормативы по выбросу природных газов. Поэтому, в лицензионных соглашениях на разработку нефтяных месторождений прописывается уровень утилизации попутного газа. Суть этой проблемы заключается в недостаточном развитии систем сбора и переработки попутных газов. Формально Газпром должен обеспечить доступ независимых организаций к своей газотранспортной системе. Однако на деле Газпром предпочитает покупать газ у нефтяников на скважине по заниженным ценам. Например, ОАО «Лукойл» заключил соглашение о продаже Газпрому газа с Находкинского месторождения по цене 22,5 долл. за 1000.куб.м (без НДС).

Тем не менее, крупные нефтяные компании не остаются в накладе используя дешевый природный газ на своих НПЗ для экономии собственного топлива и увеличения выработки нефтепродуктов, которые имеют значительно большую стоимость, особенно при поставках на экспорт. В большей степени от низких цен на природный газ страдают мелкие нефтедобывающие компании, не имеющие в своем составе НПЗ и ГПЗ. Так, Усинская компания ООО «Енисей» поставляет попутный газ на Усинский ГПЗ, принадлежащий ОАО «Лукойл», по совсем «смешной» цене – 100 руб. за 1000. куб.м. При таком ценовом перекосе закон стоимости не работает, а попутный газ освещает нефтяные месторождения. В России нефтяники только официально сжигают до 15 млрд. куб.м. в год попутного газа. Реальные цифры еще больше. При этом в зимний период население замерзает в своих квартирах, а цена на топочный мазут превышает стоимость нефти.

Анализ состояния газового рынка в России очередной раз доказывает, что регулирование цен и дефицит явления взаимосвязанные. При существующих внутренних ценах на природный газ Газпром и другие производители не заинтересованы в расширении газового рынка страны.

Показателен пример США где процесс либерализации цен осуществлялся более 15 лет и полностью регулирование цен на газ было отменено только с 1986 года. Либерализация цен на газ в США позволила увеличить годовую добычу газа в период с 1986-2004 год почти на 80 млрд. м3 с 465 до 543 млрд. м3. Доля природного газа в топливном балансе США за этот период увеличилась с 19,2 до 24,8%.

Проблема либерализации цен на газ широко обсуждается на всех уровнях и является одной из причин задержки вступления России в ВТО. Для экономики страны в целом это болезненный и длительный процесс, но он необходим для создания условий по снижению энергоемкости экономики России и обеспечения роста инвестиций, как в газовую отрасль, так и в применение энергосберегающих технологий. Негативные последствия отмены регулирования внутренних цен на газ будут заключаться в снижении конкурентоспособности российских энергоемких производств и необходимости их модернизации и реконструкции. В целом экономика страны улучшится за счет закрытия малоэффективных затратных производств. По пути либерализации газового рынка прошли все промышленно-развитые страны и Россия не должна быть исключением.



Источник: «Нефтегазовые технологии» №3, 2001 г. стр. 177-119