Почему не углубляется российская нефтепереработка?

Написано Экономика нефтепереработки . Опубликовано в Публикации

Нефтегазовый журнал «ИнфоТЭК» №6, 2012г.

Яковлев А.А., Первушкина А.С. ООО «Экономика переработки нефти»,

Причин низкой глубины переработки нефти на российских НПЗ много.

- несбалансированная структура нефтепереработки;

- отсутствие достаточной мотивации для нефтяных компаний;

- высокие инвестиционные затраты;

- ограниченность в финансовых ресурсах;

- налоговая политика;

- перекос в ценообразовании и т.д.

Анализ развития отрасли свидетельствует, что нет главного — четкого государственного механизма, стимулирующего глубокую переработку нефти. Во-первых, нефтяные компании должны быть экономически в этом заинтересованы. Во-вторых, государство должно создать благоприятные условия для реализации таких проектов в виде инвестиционных льгот и доступных кредитов.

Попробуем оценить, какая нефтепереработка необходима современной России, а также уровень затрат при различных подходах к модернизации этой отрасли.

В Таблице 1 представлена динамика основных показателей отрасли в период с 2006 по 2011 года. Добыча нефти за этот период увеличилась на 6,4%. Среднегодовой темп роста составил — 1,3%.

Таблица 1 — Производство нефти и нефтепродуктов, млн. тонн *

Наименование

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

Всего по России

480,53

491,31

488,49

494,25

505,13

511,42

Первичная переработка нефти в России

219,57

228,60

236,30

235,73

249,95

257,90

Производство топлив

Автобензин, всего

34,37

35,11

35,75

35,78

36,01

36,75

Прямогонный бензин

8,33

9,26

10,18

10,09

11,13

11,83

Дизельное топливо

64,22

66,35

69,02

67,35

69,91

70,21

Мазут

59,28

62,43

64,93

64,43

69,52

72,90

Поставки топлив на внутренний рынок

Автобензин

28,55

29,46

31,18

31,22

32,68

32,49

Дизельное топливо

32,42

34,26

35,21

31,79

34,20

35,94

Мазут

24,48

22,40

19,86

15,88

18,00

17,26

Экспорт нефтепродуктов из России

Автобензин

5,82

5,65

4,57

4,55

3,33

4,27

Дизельное топливо

31,80

32,10

33,81

35,56

35,72

34,27

Мазут

34,79

40,03

45,07

48,55

51,52

55,64

*Источник: нефтегазовый журнал «ИнфоТЭК», 2007- 2012гг.

Переработка нефти за этот период увеличилась на 17,5%, среднегодовой темп роста составил соответственно 3,5%. При этом увеличилась в основном первичная переработка нефти. Выход автобензинов на перерабатываемую нефть снизился на 1,5%, дизельного топлива — на 2,4% , зато выход прямогонного бензина и мазута увеличился соответственно на 1,6 и 2,3%.

Поставки автобензина на внутренний рынок увеличились на 13,8%, дизельного топлива — на 10,9%. Внутренняя потребность в мазуте за этот период сократилась на 30%. Экстраполируя полученную динамику на предстоящий период, можно предположить, что к 2018 году внутреннее потребление автобензина и дизельного топлива увеличится соответственно до 38 и 41 млн.тонн.

Поставки мазута на внутренний рынок продолжат сокращаться до определенного уровня. Ограничивающим фактором в этом случае является невозможность газификации труднодоступных регионов России.

Как следует из Таблицы 1, доля экспорта сырой нефти сокращается при увеличении экспорта нефтепродуктов. Однако в структуре поставок нефтепродуктов на мировой рынок преобладает мазут. Объем его экспорта увеличился почти в два раза. Для снижения привлекательности мазута в качестве экспортного продукта с 1 октября прошлого года была введена система 60-66, направленная на стимулирование добычи нефти и увеличение глубины ее переработки. Ставки пошлин на светлые и темные нефтепродукты при этом унифицированы на уровне 66% от пошлины на нефть, а с 2015 года ставки экспортных пошлин на темные виды топлива планируют повысить до уровня пошлины на нефть. Безусловно, такое решение повысит мотивацию к строительству вторичных процессов. Однако нельзя рассчитывать на быстрый результат из-за длительных сроков строительства комплексов по глубокой переработке нефти. Кроме того углубление переработки нефти потребует значительных финансовых ресурсов, которых у большинства нефтяных компаний в достаточной мере нет. Условия кредитования в России известны, для долговременного строительства они неприемлемы.

В настоящее время в арсенале нефтепереработки имеется широкий набор технологий по переработке мазута:

- каталитический крекинг и гидрокрекинг вакуумного газойля;

- каталитический крекинг мазута;

- гидрокрекинг нефтяных остатков — гудрона (технология H-Oil и LC-Fining UOP);

- гидрообессеривание мазута (технология RCD-Unionfining UOP);

- замедленное коксование нефтяных остатков;

- деасфальтизация нефтяных остатков;

- производство битумов и др.

Выбор оптимальной технологии переработки мазута обусловлен конкретными условиями предприятия, его мощностью, качеством перерабатываемой нефти, соотношением регионального потребления нефтепродуктов и ценами на них.

Например, применение каталитического крекинга целесообразно в регионах с повышенным спросом на автобензины. Гидрокрекинг позволяет увеличить выработку из нефти высококачественного дизельного топлива. Для крупных предприятий возможно комбинирование этих процессов. Наибольшие трудности возникают при переработке гудрона с целью увеличения выхода светлых нефтепродуктов.

В настоящей работе рассматривается сравнительная эффективность двух технологических схем переработки мазута, отличающихся технологией переработки гудрона.

Схема 1 включает следующие процессы: вакуумный блок, гидрокрекинг вакуумного газойля, гидрокрекинг гудрона H-Oil, производство водорода, производство серы.

Схема 2 включает вакуумный блок, гидрокрекинг вакуумного газойля, замедленное коксование гудрона, гидроочистку бензина и газойля замедленного коксования, производство водорода, производство серы.

Процесс H-Оil, комбинированный с установкой гидрокрекинга вакуумного газойля, позволяет получать из гудрона высококачественные светлые нефтепродукты. Лицензиаром процесса H-Oil является фирма Axens (Франция). Процесс замедленного коксования относится к термическим процессам. Реализован на ряде российских НПЗ. Разработчик отечественной технологии замедленного коксования — ГУП «Институт нефтехимпереработки РБ».

Глубина переработки нефти при реализации Схемы 1 составит 87%, при реализации Схемы 2 - 92,3%, что значительно превышает среднее значение этого показателя для России в настоящее время (71%).

Основываясь на показателях, достигнутых российским нефтяным комплексом в 2011 году, интересно рассмотреть две альтернативные стратегии развития отрасли при условии сохранения добычи нефти на уровне 2011 года.

1-я Стратегия. Весь избыточный мазут, поставляемый в 2011 году на экспорт (55,6 млн.тонн), перерабатывается на вновь построенных вторичных комплексах. При этом вырабатываемые из мазута светлые нефтепродукты экспортируются, так как предполагается, что внутренний рынок обеспечен топливом в полном объеме.

Таким образом, экспорт мазута заменяется экспортом светлых нефтепродуктов с более высокой добавленной стоимостью.

2- Стратегия. Предусматривает снижение объема и повышение глубины переработки нефти. Задача формулируется следующим образом: на сколько можно сократить объем перерабатываемой нефти на российских заводах, если избыточный мазут (сверх внутреннего потребления) направлять на вторичные комплексы. При этом выработка светлых моторных топлив должна соответствовать уровню внутреннего потребления 2011 года. В этом случае снижение объема переработки при увеличении её глубины на российских НПЗ позволит увеличить объем экспорта нефти.

Практика показывает, что по соображениям логистики российская сырая нефть на мировом рынке востребована в большей степени, чем российские нефтепродукты. Поэтому такой вариант вполне реалистичен и заслуживает рассмотрения.

Сравнительная эффективность представленных стратегий для российской экономики обусловлена следующими факторами:

- соотношение внутренних и мировых цен на нефть и нефтепродукты;

- абсолютное значение экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты;

- величина акцизов на нефтепродукты;

- объем, структура и прогноз потребления нефтепродуктов;

- курсовая стоимость рубля по отношению к доллару США.

— стоимость транспортировки нефти и нефтепродуктов.

Практически все из перечисленных показателей являются переменными по времени величинами. Поэтому рассматривать эффективность того или иного варианта развития нефтепереработки можно только в конкретных экономических условиях. В настоящей работе расчеты выполнены в экономических условиях, сложившихся на январь 2012 года. Курс доллара принят на уровне 15.01.2012 года — 31,58 руб.

Ниже представлено сравнение средних экспортных и оптовых внутренних цен на нефть и нефтепродукты по данным на январь 2012 года.

Таблица 2 — Цены на нефть и нефтепродукты*

Нефть и нефтепродукты

Экспортные цены (Западная европа)

Внутренние цены

руб./т

$/т (курс 31,58 руб./$)

руб./т

$/т (курс 31,58 руб./$)

Нефть

25 069

793,8

11 525

364,9

Бензин прямогонный (нафта)

29 572

936,4

27 350

866,1

Автобензины высокооктановые

30 504

965,9

28 694

908,6

Авиакеросин

31 752

1 005,4

28 750

910,4

Дизельное топливо S<0,1%

29 717

941,0

27 325

865,3

Мазут М-100

20 837

659,8

12 500

395,8

Соотношение мазут : нефти

0,83

1,08

*Источник: нефтегазовый журнал «ИнфоТЭК», №2, 2012г.

Наибольшее превышение экспортных цен над внутренними отмечается для нефти и мазута. Оптовые внутренние цены на светлые нефтепродукты формируются на базе мировых цен по принципу Net Back, то есть принципу равнодоходности поставок на внутренний и внешний рынки. Поэтому, по сути, разница этих цен обусловлена величиной транспортных затрат и налогами. Такой принцип формирования внутренних цен на нефтепродукты в зависимости от мировых цен является одним из источников инфляции в стране. Интересно отметить, что экспортные цены в странах Западной Европы на светлые нефтепродукты превышают стоимость нефти на 20%. Для внутренних цен России этот показатель составляет 2,4 — 2,5 раза. Это обусловлено высокой долей налогов в цене российских нефтепродуктов.

Задача государства, как регулятора производства в нефтяном секторе, заключается в разработке такой налоговой политики, которая обеспечивала бы в полной мере внутреннюю потребность в нефтепродуктах и максимальные бюджетные поступления в виде налогов.

Основной задачей нефтяных компаний, как и любой коммерческой структуры, является получение максимальной прибыли на вложенный капитал.

Повышая экспортные пошлины на мазут, государство увеличивает доходы бюджета за счет снижения доходов нефтяных компаний, таким образом стимулируя его переработку в светлые нефтепродукты. Ниже представлены таможенные пошлины на нефть и нефтепродукты на январь 2012 года.

Таблица 3 — Экспортные пошлины

Наименование

Цена, долл./тонну

Нефть

397,5

Бензин

357,7

Светлые нефтепродукты

262,3

Темные нефтепродукты

262,3

По данным за 2011 год доля таможенных пошлин в консолидированном бюджете страны составила 18%.

Добыча, переработка и реализация нефти и нефтепродуктов на внутренний и мировой рынки представлены ниже в Таблице 4.

Таблица 4 — Производство и реализация нефти и нефтепродуктов

Наименование

Факт за 2011 г.

Схема 1

Схема 2

1-я Стратегия

2-я Стратегия

1-я Стратегия

2-я Стратегия

Добыча нефти, млн. тонн

511,42

511,42

511,42

511,42

511,42

Объем переработки, млн. тонн

257,90

257,90

192,39

257,90

207,90

Внутреннее потребление, млн. тонн

Автобензины

32,49

32,49

32,49

32,49

32,49

Дизельное топливо

35,94

35,94

35,94

35,94

35,94

Мазут

17,26

17,26

17,26

17,26

17,26

Кокс

8,22

4,30

Экспорт, млн. тонн

Нефть

253,52

253,52

319,03

253,52

303,52

Прямогонный бензин

14,58

13,85

Автобензины

4,26

4,26

4,26

4,26

4,38

Дизельное топливо

34,27

58,16

34,26

62,41

35,39

Мазут

55,64

13,65

5,80

12,38

Применение процесса H-Oil (Схема 1, объем переработки мазута 55,6 млн.тонн) при сохранении объема переработки на уровне 2011 года позволяет увеличить экспорт прямогонного бензина на 14,58 млн. тонн и дизельного топлива на 23,89 млн. тонн. В процессе H-Oil образуется малосернистый остаток — компонент котельного топлива — в количестве 13,65 млн. тонн. Реализация 2-й Стратегии с использованием процесса H-Oil позволяет сократить объем переработки нефти до 192 млн. тонн и увеличить экспорт нефти на 65,5 млн. тонн. Поставка светлых нефтепродуктов на внутренний рынок сохранится на уровне 2011 года.

Применение процесса замедленного коксования (Схема 2, объем переработки мазута 55,6 млн.тонн) позволяет увеличить экспорт прямогонного бензина на 13,85 млн. тонн и дизельного топлива на 28,14 млн. тонн. В процессе замедленного коксования образуется нефтяной кокс 8,22 млн. тонн, реализуемый на внутреннем рынке. Реализация 2-й Стратегии с использованием процесса замедленного коксования позволяет сократить объем переработки нефти до 207,9 млн. тонн и увеличить экспорт нефти на 50 млн. тонн. Поставка светлых нефтепродуктов на внутренний рынок сохранится на прежнем уровне.

Ниже представлены основные технико-экономические показатели для рассматриваемых Схем углубления переработки нефти.

Таблица 5 — Основные технико-экономические показатели

Наименование

Факт за 2011 г.

Схема 1

Схема 2

1-я Стратегия

2-я Стратегия

1-я Стратегия

2-я Стратегия

Общие капиталовложения (включая ОЗХ), млрд.руб.

2 159,0

1 441,5

1 690,3

1 160,1

То же в млрд. долл.

68,4

45,6

53,5

36,7

Удельные капиталовложения на тонну мазута, руб./т

38 831,2

38 831,2

30 400,5

30 400,5

Эксплуатационные затраты, млрд.руб.

264,5

176,6

204,0

140,0

В том числе амортизация, млрд. руб.

183,5

122,5

143,7

98,6

Доход нефтяных компаний от экспорта нефти и нефтепродуктов

Доход от экспорта нефти, млрд. руб.

3 172,5

3 172,5

3 992,2

3 172,5

3 798,9

Доход от экспорта нефтепродуктов, млрд. руб.

1 514,6

1 765,9

888,7

1672,3

998,1

Итого доход от экспорта, млрд. руб.

4 687,1

4 938,4

4 880,9

4 844,8

4 797,0

Доход нефтяных компаний (прибыль +амортизация), млрд. руб.

170,3

139,7

134,4

87,9

Рентабельность, %

7,9

9,7

7,9

7,6

Срок окупаемости капиталовложений, лет

12,7

10,3

12,6

13,2

Доход государства

Доход от экспорта нефти, млрд. руб.

3 182,5

3 182,5

4 004,8

3 182,5

3 810,1

Доход от экспорта нефтепродуктов, млрд. руб.

792,9

807,7

379,9

721,5

445,2

Итого доход от экспорта

3 975,4

3 990,1

4 384,7

3 904,0

4 255,3

Прирост дохода государства, млрд. руб.

14,8

409,3

-71,4

265,2

Суммарный доход, млрд.руб.

185,1

549,1

63,0

353,1

Суммарный доход, млрд.долл.

5,9

17,4

2,0

11,2

Реализация 1-ой Стратегии с применением технологии H-Oil потребует 2,16 трлн. руб. (68,4 млрд. долл.), при этом доход нефтяных компаний составит 170,3 млрд.руб. Рентабельность капиталовложений — 7,9%. Доход государства увеличится на 14,8 млрд. руб. Суммарный доход нефтяных компаний и государства составит 185 млрд.руб. (5,9 млрд.долл.).

Реализация 2-й Стратегии с применением технологии H-Oil позволит увеличить доход нефтяных компаний на 139 млрд. руб., а доход государства на 409,3 млрд. руб., при этом дополнительные капиталовложения составят 1,44 трлн. руб. (45,6 млрд. долл.). Рентабельность капиталовложений увеличится до 9,7%. Увеличение экспорта сырой нефти в большей степени увеличивает доход государства из-за высоких таможенных пошлин. Суммарный доход нефтяных компаний и государства составит 549,1 млрд.руб. (17,4 млрд.долл.).

Применение процесса коксования потребует дополнительных капиталовложений для 1-й Стратегии 1,69 трлн. руб. (53,2 млрд. долл.). Увеличение дохода нефтяных компаний составит 139,7 млрд. руб. при рентабельности капиталовложений 7,9%. Доход государства снизится, так как при углублении переработки нефти за счет технологии замедленного коксования вырабатывается значительное количество нефтяного кокса (8,22 млн. тонн), который будет реализовываться на внутреннем рынке. Суммарный доход нефтяных компаний и государства — 63 млрд.руб. (2,0 млрд.долл.).

Реализация 2-й Стратегии с применением технологии замедленного коксования позволит увеличить доход нефтяных компаний на 87,9 млрд. руб., а доход государства на 265,2 млрд. руб., при этом дополнительные капиталовложения составят 1,16 трлн. руб. (36,7 млрд. долл.). Суммарный доход нефтяных компаний и государства составит 353,1 млрд.руб. (11,2 млрд.долл.).

Из представленных данных можно сделать основные выводы.

1. С точки зрения интересов государства и нефтяных компаний максимальный доход обеспечивает максимальный экспорт сырой нефти и глубокая переработка нефти на российских НПЗ, обеспечивающая внутреннее потребление высококачественных нефтепродуктов.

2. Дополнительные капиталовложения для организации глубокой переработки нефти на российских НПЗ зависят от выбранной технологии и составят в пределах 1,7 — 2,2 трлн. руб.

3. Гидрокрекинг гудрона H-Oil новая технология. В настоящее время в мире эксплуатируется несколько таких установок. Процесс замедленного коксования широко применяется в мировой нефтепереработке, особенно в США. В России процесс коксования реализован на ряде действующих НПЗ. Окончательный выбор технологии определяется конкретными условиями предприятия и их финансовыми возможностями.

Представленный расчет носит условный характер и выполнен для конкретного периода — 2011 год. В перспективе сокращать объем переработки нефти на российских НПЗ было бы неправильно. Потребление нефтепродуктов на душу населения в России в 5 раз ниже, чем в промышленно развитых странах. Необходимо, по мере повышения глубины переработки нефти, активно развивать внутренний нефтерынок, без чего невозможно развитие российской экономики. Эффект от увеличения потребления нефти внутри страны значительно больше, чем выручка от её экспорта. Толчком для развития российской нефтепереработки может стать снижение доли налогов в цене на нефтепродукты. Причем снижение стоимости нефтепродуктов должно дойти до конечного потребителя. В этом случае можно рассчитывать на обуздание инфляции, создание новых рабочих мест и подъем смежных отраслей: транспорта, машиностроения, сельского хозяйства и экономики страны в целом. Увеличение налоговой базы в этих отраслях постепенно компенсирует потери бюджета от снижения налогов в нефтяной отрасли.